Мини-проекты как способ стимулирования познавательной активности (Доклад)

Мини- проекты как способ стимулирования познавательной активности (Презентация)
16.04.2017
Наши дошколята уходят в школу!
16.04.2017

Тема: Мини-проекты как способ стимулирования познавательной активности

Подготовила воспитатель: Бацких А.С.

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение.

Становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования, как способ стимулирования познавательной активности.

Проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Целесообразность использования проектной деятельности в ДОУ

•    1. Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;
•    2. Повышает компетентность педагога;
•    3. Повышает качество образовательного процесса;
•    4. Является одним из методов развивающего обучения и самообразования;
•    5. Способствует выработке исследовательских умений;
•    6. Способствует развитию креативности и логического мышления;
•    7. Объединяет знания, полученные на курсах повышения квалификации;

Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ проектной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Развитие творческого воображения и мышления
Развитие коммуникативных навыков
Развитие познавательных способностей
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников
  • развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач
  • развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению
  • развитие важнейших компетенций для современной жизни.

Позиция детей как участников проекта:

  • Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;
  • Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности:
  • Выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;
  • Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в
  • общем проекте или конкретном действии.

Позиция взрослых как участников проекта:

  • Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности;
  • не претендуют на право единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности»
  • предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

ПРОЕКТ-это «Модель трёх вопросов» (на примере проекта «Вода – источник жизни и великая сила»), который подготовила и провела Салтыкова Александра Ивановна

1. Что мы знаем о воде:
Она мокрая, без запаха и вкуса
Вода нужна…
Люди используют …
2. Что мы хотим узнать?
Откуда появляется вода в кранах?
Что такое круговорот воды?
Куда уходит вода после дождя?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
Читать умные книги
Можно спросить у взрослых
Сами подумаем и придумаем

КАЖДЫЙ АВТОР ТРАКТУЕТ ПРОЕКТ ПО РАЗНОМУ, ПОЭТОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЙ – МНОГО

Проект это 5 П:
1- Проблема;
2 — Проектирование
(планирование);
3 — Поиск информации;
4 — Продукт;
5 — Презентация.

Шестое «П» проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

  • Этапы работы над проектом:
  • Поисковый: определение темы проекта.
  • Аналитический: постановка цели проекта, определение задач, подготовительный этап.
  • Практический: основной этап (работа с детьми, родителями, оснащение предметно-развивающей среды).
  • Контрольный: результат, продукт деятельности.

В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖНО И НУЖНО ВОВЛЕКАТЬ РОДИТЕЛЕЙ, НАПИСАВ, НАПРИМЕР, ТАКОЕ ОБЬЯВЛЕНИЕ:

Типология проектов в ДОУ (по Е.С. Евдокимовой)

По доминирующей деятельности
(Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)

По характеру контактов
(Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

По характеру содержания
(Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности)

По количеству участников
(Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

По характеру участия ребенка в проекте
(Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов)

По продолжительности
(Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

Проекты, реализуемые в ДОУ:

«Ромашка в Космосе»
«Дом»
«В гостях у дедушки Корнея»
«Вода – источник жизни на планете Земля»

Проект «История машин» (автор проекта Салтыкова А.И.)

Актуальность темы исследования заключается в том, что некоторые аспекты специфики наименований автомобилей до сих пор еще не были предметом достаточно широкого изучения. Изучив множество литературных источников, нашли достаточное количество информации об истории происхождения автомобилей.

Новизна заключается в том, что исследование позволило классифицировать автомобильные бренды по периодам, формировать устойчивую заинтересованность к выявлению интересных исторических событий технического прогресса.

Проект «Обитатели Черного моря» (автор проекта Яцык Л.А.)

Проблема: Малая осведомленность детей об обитателях Черного и других морей.

Актуальность проблемы: Дети дошкольного возраста недостаточно знают о «мире воды», не все родители считают нужным просвещать своих детей по данной теме. А она является интересной, способной увлечь их к новым научным познаниям. На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры, которые складываются ещё в школьном возрасте. Актуальность этой темы обусловлена ещё и тем, что этот год объявлен годом экологии.

Новизна проекта: нужно суметь дать детям научные знания о море и его обитателях; есть возможность наглядно их увидеть, т. к.  наш полуостров Крым располагается на живописном побережье Черного моря.

Проект «Книга – источник знаний» (автор проекта Салтыкова А.И.)

Актуальность проекта: формирование целостной картины мира дошкольника, определяется заказом общества, отраженном в ФГОС дошкольного образования и возросшими требованиями к познавательному развитию ребенка при поступлении в школу.

Изучение методико-педагогической литературы по данной теме и педагогический опыт показал необходимость создание и внедрение на основе спроектированного подхода структурно-функциональной модели методики познавательного развития ребенка дошкольного возраста отражающей содержание, формы, методы, средства, анализ процесса познания у дошкольника.

Новизна проекта: создание условий для формирования устойчивого интереса к книге, через восприятие художественно — познавательной литературы используя современные образовательные подходы, включая когнитивный, деятельностный, эмоционально-чувственный компоненты, обеспечивающие формирование познавательной активности ребенка.

Проект «Космическое путешествие» (автор проекта Илларионова Л.К.)

Актуальность проекта.   Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

Космическая тематика привлекает детей дошкольного возраста, как что-то волшебное и таинственное потому, что космос остаётся для их взора невидимым и очень загадочным.
Последнее время дети, стали задавать много вопросов о космосе: «Почему солнце такое яркое? Сколько звезд на небе? Почему наступает ночь? На чем космонавты летают в космос, готовят ли они себе в космосе еду, зачем им нужен скафандр, на чем они возвращаются на землю?»  и многое другое.

Новизна проекта. Реализуя данный проект, педагог приоткрыл завесу тайн Вселенной и познакомил детей со звездами, с Солнцем, созвездиями и планетами, что не является традиционным для детского сада.  Позволил расширить знания детей о космонавтике, научил самостоятельно добывать информацию.
Также новизна идеи состоит в том, что космическое воспитание дошкольников недостаточно отражено в методической литературе.

Содержание проекта является дополнением к основной программе детского сада.

Экологический проект «Экологический Крым» (автор проекта Илларионова Л.К.)

Актуальность проекта: У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента «Крымский веночек». В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, города. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект поможет решить задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Направленность проекта – приобщение детей к изучению и защите природы родного края.

Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой родного края, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Краеведческий проект «Родная улица моя»

Цель: Приобщение дошкольников к истории родного города через проектную деятельность.

Задачи:
•    формирование патриотических у старших дошкольников на основе изучения истории своей малой родины;
•    пробуждение у детей старшего дошкольного возраста интереса к краеведческой литературе через проектную деятельность;
•    использование инновационных технологий в краеведческой проектной деятельности юных читателей.
•    обучение поиску и отбору информации;
•    развитие коммуникативных навыков детей.
•    развитие познавательных способностей, творческого воображения ребят

Краткая аннотация проекта

Данный проект позволит вызвать интерес у дошкольников не только к истории своего родного города, но и к его жителям. Изучение улиц, на которых живут воспитанники, позволит прикоснуться к прошлому и настоящему нашего города, узнать много нового.

Участники проекта: дети старшей группы

Руководители:
•    воспитатель Яцык Л.А.
•    воспитатель Бацких А.С.
•    воспитатель Чупра Е.А.

Время осуществления: февраль-май 2017 г.

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.